Группа трехходового клапана сложный и важный узел современных двухконтурных котлов. Устанавливается на котлах с раздельными теплообменниками. Предназначен трехходовой клапан для переключения с режима отопления в режим ГВС.
Состоит непосредственно из сервопривода, который и есть той переключающей силой, и самого узла. Сервопривод или электропривод представляет собой небольшой моторчик, который приводит в действие электрический импульс. Сам же узел трехходового клапана, как правило, состоит из штока с мембраной, прокладок и сальников в корпусе либо картриджа. Сам корпус трехходового клапана производится либо из латуни, либо из полимеров. Материал имеет свои положительные и отрицательные стороны. Полимеры более легкий и дешевый материал, на внутренних стенках его не образуется налет, но в то же время при гидроударе возможно образование трещины, которая «лечится» только путем замены корпуса. Латунный же корпус более стойкий. Выдерживает гидроудары, сломать случайно такой практически невозможно. Но на его корпусе, в связи с особенностью материала, возможны отложения солей и примесей.
Еще одним важным элементом большинства трехходовых клапанов является мембрана. Она непосредственно переключает потоки теплоносителя с одного на второй контур. Она постоянно находится в работе, контактируя с водой. Тем самым чаще других элементов подвержена выходу из строя. Мембраны производят как из резины, так и из силикона. Силиконовые мембраны выгодно отличаются повышенной стойкостью к агрессивной среде, но реже используются из-за стоимости материала.
Так же как и мембрана, к выходу из строя подвержены многочисленные прокладки, сальники. Именно по этой причине часто производители предоставляют мембраны отдельно, ремкомплекты трехходового клапана либо весь узел в сборе.